А.И. Покрышкин - Автошкола

http://автошкола-воронеж.рф/
Перейти к контенту

А.И. Покрышкин

________________________________________________________________________________________________
Он был хозяином неба.







   История человечества останется в памяти поколений личностями. Богат ими минувший ХХ век. И среди многих из тех, кем народ наш по праву гордиться, с кем вошел он в новое столетие, одним из достойнейших можно назвать Александра Ивановича Покрышкина, выдающегося летчика Великой Отечественной Войны, трижды Герой Советского Союза, маршала авиации.
  Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его.

  Историческая справка. На заре 20 века началось бурное развитие авиации. В Европе и за Атлантикой строились аэропланы, или авионы, как тогда называли самолеты. Строители этих самолетов – инженеры, техники, механики или просто одаренные умельцы, как правило, первыми поднимали в небо свои хрупкие создания и становились людьми другой, новой, героической профессии – пилотами, летчиками, летунами, пилотами-авиаторами.

  Об этих людях самозабвенно читал молодой Покрышкин. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку, а в
1930 году, несмотря на протесты отца, покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев.
Почти 9 лет (с 1932-1940 гг.) потребовалось А.И. Покрышкину, чтобы стать летчиком.

  Историческая справка. За это время на планете появился первый Герой Совестского Союза – А. Лядиневский, первый авиационный экипаж во главе с  В. Чкаловым, совершивший первый перелет через Северный полюс в Америку. На 9 съезда ВЛКСМ прозвучал призыв: «Комсомолец – на самолет».

А. И. Покрышкин воспринял этот призыв буквально и добился комсомольской путевки для поступления в военное авиационное училище.

  Он мечтал стать летчиком истребительной авиации или инженером.
В 1934 А.И. Покрышкин окончил Ленинградское авиационно-техническое училище им. К.Е. Ворошилова и до поступления в Качинскую военную авиационную школу четыре года служил старшим авиационным техником. В 1938 году прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Цель прибытия в Качу была конкретная - овладеть летным мастерством и получить путевку в небо. Его знания в области конструирования самолетов и двигателей, их технической эксплуатации, равно как и в вопросах боевого применения, значительно превосходили требования училищной программы, ему необходимо было овладение техникой пилотирования. А в Качинской школе была отработана научно обоснованная методика летного обучения.

  Историческая справка. История прославленной школы пилотов  уходит корнями в дореволюционный период – к 1910 г. В ней учились прославленные летчики: первый русский летчик - М. Ефимов, автор «мертвой петли» - П.Нестеров, герой первой мировой войны –
К.К. Арцеулов, рекортсмен дальних перелетов Д. Андриади, летчики – герои гражданской войны В. Вишняков, Г. Сапожников. В этой замечательной школе путевку в небо получили 242 будущих Героев Совестского Союза.

Первым самолетом А.И. Покрышкина был самолет Р-1. Выпустился из училища он с высшими оценками в 1939 году в звании старшего лейтенанта и был распределён командиром экипажа в 55 истребительный полк 20 –й смешанной авиационной дивизии ВВС. Ему было 26 лет. Через год с Украины полк перебазировался в Молдавию, в г. Бельцы, к самой границе с Румынией.

           Война…
  С первого и до последнего дня войны А.И. Покрышкин находился на фронте. Молдавия, Донбасс, Северный Кавказ – вот вехи его пути в начале Великой Отечественной войны. Воздушные сражения на Кубани, бои над Днепром, Прутом, Яссами, Львовского-Сандомирская, Висло-Одерская, Берлинская операции – итоговые ориентиры участия в битве с немецко-фашистскими захватчиками прославленного аса, завершившего войну командиром истребительной авиадивизии, полковником.

  Нескольско страниц военной истории… «На войне  - как на войне»…
Свою первую победу А. Покрышкин одержал над Bf-109, когда он и его ведомый проводили разведку 3 июля 1941 года, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Покрышкин несколько раз был близок к гибели.
А.И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года, звание майора ему было присвоено в июне. И в июне 1943 года получил от имени Президента США Ф. Рузьвельда медаль «За боевые заслуги». А.И Покрышкин первый, кто был удостоин столь высокой иностранной награды. Что интересно… Гвардии майор
А.И. Покрышкин за период с 21 апреля по 15 июля 1943 года, то есть менее чем за 3 месяца, сбил 17 самолетов противника.
В 1943 году Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. После воздушных сражений имя Покрышкина стало широко известно. О нем писали газеты, рассказывали по радио, как о летчике – новаторе и реформаторе тактики ведения воздушного боя. Он первым выработал и освоил новый боевой порядок – эшелонирование групп самолетов по высоте, названное в войсках «этажеркой», что обеспечивало свободу маневра и хорошее взаимодействие эскадрильи в бою. Он – автор знаменитой формулы «высота-скорость-маневр - огонь» и других элементов воздушного боя. Это о нем Президент США восхищенно сказала: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик второй мировой войны».
  Вторую звезду Героя Советского Союза А.И. Покрышкин получил
24 августа 1943 года. Такой чести он удостоился за участие в 77 воздушных боях, 30 сбитых фашистских самолетов лично и 6 –в составе группы.
  В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.
Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
  В 1948 году А.И. Покрышкин успешно окончил Военную академию имени М.В. Фруезе, в 1958 году – Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, в 1969 году – защитил кандидатскую диссертацию.
После войны А.И. Покрышкина стали обходить при повышении в звании. Только после смерти Сталина о нем вспомнили, и наконец, он был произведён в звание генерал-майора авиации. В январе 1958 года
А.И. Покрышкин вступил в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского округа противоздушной обороны, а в феврале стал генерал-лейтенантом. В августе следующего года - заместителем командующего войсками Киевского военного округа. Несмотря на значительные трудности, вызванные принципиально новыми задачами, связанными с перевооружением армии и реоргинизационными изменениями, Алесандр Иванович, а также руководимый им штаб и аппараты начальников родов войск обеспечивали выполнение выдвинутых требований. Общие достижения не могли не отразиться на продвижении по службе, и в феврале 1963 года А.И Покрышкину было присвоено звание генерал-полковника авиации.
  А.И. Покрышкин – активный общественный и государственный деятель. С 1946 - 1984 год являлся депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов, участвовал в работе комиссии по иностранным делам, возглавлял наши делегации в зарубежных поездках.
  И вот - очередной поворот судьбы, новый отвественный участок государственной деятельности. 24 декабря 1971 года VІІ Всероссийский съезд ДОСААФ единодушно избрал А. И. Покрышкина Председателем ЦК Оборонного общества. Того самого, которое многие годы назад открывало ему дорогу в небо. Спустя три с половиной десятилетия он вернулся в него прославленным летчиком, генерал-полковником. Здесь он через год стал маршалом авиации. За первые пять лет работы А.И. Покрышкина на посту Председателя ЦК ДОСААФ СССР численный состав Общества вырос до 80 миллионов человек, объединенных в 300 тысяч первичных организаций. В последующие годы количественный и качественный рост в Оборонном обществе продолжался.
  Историческая справка. Так, на 1 января 1980 года в его рядах состояло уже свыше 94 миллионов человек, объединенных в 341 тысячу первичных организаций. Число занимающихся в секциях и командах ДОСААФ увеличилось на 9 миллионов, превысив к 1981 году 31 миллион человек, из которых 11 миллионов – школьники. В обществе работало 7 тысяч спортивно-технических клубов, 102 детско-юношеские спортивно-технические школы, действовало 2 тясчи народных университетов военных знаний, где для молодежи читались лекции и проводились практические занятия по военной и военно-технической тематике. 167 тысяч первичных организаций ДОСААФ имели технические кружки и секции. Только в 1980 году на крупнейших международных соревнованиях спорсмены Оборонного общества завоевали 784 медали, в том числе 403 золотых, установили 86 мировых рекорда.
  При поддержке А.И. Покрышкина большую победу одержали радиолюбители ДОСААФ. 26 октября 1978 года на околоземной орбите появились первые искусственные спутники Земли «Радио-1» и «Радио-2», созданные их творчеством и энтузиазмом. За годы работы А.И. Покрышкина в ДОСААФ сложилось много интересных форм патриотического воспитания, наладились тесные контакты со СМИ. Маршал авиации добился того, чтобы возложенные на Оборонное общество отвественные задачи по подготовке молодежи к военной службе, и прежде всего специалистов для Вооруженных Сил, выполнялись в строгом соотвествии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности». За время работы А.И. Покрышкина свыше 90 процентов школ ДОСААФ стали обладателями хорошо оборудованных классов, учебных кабинетов, аэродромов и радиополигонов. За большой вклад в развитие оборонно-массовой работы в стране и подготовку молодежи к защите Отечества ДОСААФ в январе 1977 года был награжден орденом Ленина. Награду принял А.И. Покрышкин. Укреплению «резервных сил государства» щедро и результативно отдал десять лет своей жизни А.И. Покрышкин. В том, что за рычагами бронемашин, у пультов локаторных станций, на боевом дежурстве находились воспитанники Общества, что ни одна крупная народно-хозяйственная или социальная программа не решалась без участия кадров массовых технических профессий, спорсменов ДОСААФ, был большой и чрезвычайно действенный вклад – прославленного летчика, выдающегося государственного и военного деятеля страны.
  Новое назначение для прохождения службы в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР А.И. П. Покрышкин воспринял с присущей ему отвественностью за порученное дело.
Торжественно было отмечено 70-летие Александра Ивановича.
5 марта 1983 года он был награжден шестым орденом Ленина.
  Однако болезнь не опускала, но прогрессировала, состояние Покрышкина продолжало ухудшаться. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет. Он покоится на главном столичном кладбище – Новодевичьем.
Память о нем живет. В сердцах всех, кто знал его, кто летал рядом, кто в небе войны вместе с ним громил фашистов. В делах коллективов, организаций, носящих его имя. В мужестве, мастерстве, новаторстве. В подвиге летчиков новых поколений, овладевших современной техникой, усовершенствоваными филигринными приемами выполнения полетных заданий, возросшими высотами и скоростями.
Александр Иванович Покрышкин  награждён орденами:
• 6 орденами Ленина (22.12.1941 — № 7086; 24.05.1943 — № 9600; 6.03.1963 — № 124904; 21.10.1967 — № 344099; 21.02.1978 — № 429973; 5.03.1983 — № 400362);
• орденом Октябрьской Революции (5.03.1973 — № 1793);
• 4 орденами Красного Знамени (22.04.1943 — № 66983; 18.07.1943 — № 8305/2; 24.12.1943 — № 448/3; 20.04.1953 — № 1392/4);
• 2 орденами Суворова 2-й степени(6.04.1945 — № 1484; 29.05.1945 — № 1662);
• орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 — № 537850);
• 2 орденами Красной Звезды (6.11.1947 — № 2762070; 4.06.1955 — № 3341640);
• орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 — № 0039);
медалями:
• «За боевые заслуги» (3.11.1944);
• «За оборону Кавказа» (1.05.1944);
• «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (9.05.1945);
• «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (6.06.1945);
• «За освобождение Праги» (9.06.1945);
• «За взятие Берлина» (9.06.1945);
• «XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948);
• «В память 800-летия Москвы» (7.04.1951);
• «40 лет Вооруженных Сил СССР» (18.12.1957);
• «За освоение целинных земель» (5.11.1964);
• «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (7.05.1965);
• «50 лет Вооруженных Сил СССР» (26.12.1967);
• «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970);
• «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (25.04.1975);
• «60 лет Вооруженных Сил СССР» (28.01.1978);
• «За укрепление боевого содружества» (31.05.1980);
• «В память 1500-летия Киева» (17.05.1982); «Ветеран Вооруженных Сил СССР» (30.04.1984);
• «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (12.04.1985);
иностранными наградами:
• медалью «За выдающиеся заслуги» (США);
• орденом Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
• орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
• орденом Карла Маркса (ГДР);
• Кавалер ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
• Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
• орденом Сухэ Батора (МНР);
• орденом Красного Знамени (МНР);
а также медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.
Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, и др.
       




________________________________________________________________________________________________
Назад к содержимому